Самосвал АМКОДОР 20232 получил имя МАРА в честь его главного конструктора

В год 90-летия холдинга «АМКОДОР», в канун профессионального праздника – Дня машиностроителя – на заводе «Ударник» прошли торжественные мероприятия, среди которых было одно особо значимое. Впервые в истории предприятия созданная в холдинге машина получила имя. Прекрасная, мощная, во многом уникальная машина – шарнирно-сочлененный самосвал АМКОДОР 20232 стал называться МАРА 1.

DSC_0002-1200.jpg

Подробнее о технико-экономических характеристиках самосвала здесь.

История создания машины тесно переплетена с именем и судьбой ее создателя Станислава Иосифовича Марченко – талантливого конструктора, наделенного изумительной инженерной интуицией, человека, посвятившего всю свою жизнь отечественному машиностроению, беззаветно преданному своему делу и родному предприятию.

Станислав Иосифович родился в простой семье в Оршанском районе Витебской области. Закончил среднюю школу, отслужил срочную в Советской Армии. У него рано проснулся интерес к технике, поэтому выбор будущей профессии был осознанным – ее Станислав Иосифович получил в Белорусском политехническом институте, который закончил по специальности «Машины и технология обработки металлов давлением».

Еще до получения диплома, он уже попробовал свои силы в роли конструктора СКБ «Текстильной и легкой промышленности», а дипломированным специалистом пришел в СКБ «Мелиормаш» (позже переименованный в Минское НПО «Дормаш») где вначале работал вначале конструктором, а затем старшим инженером-технологом, конструктором 1-й категории, ведущим конструктором, главным конструктором, главным конструктором проекта.

При участии и под руководством Станислава Иосифовича с 1971 по 2000 годы были выполнены научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки по десяткам моделей машин и их узлов. В частности, в 1993 году для европейского рынка был спроектирован и изготовлен первый фронтальный погрузчик «АМКОДОР-340», который участвовал в ФРГ на выставке «BAYMA-94».

Но главное дело жизни, главная машина была еще впереди. Ею стал АМКОДОР 20232.

В 2000-х годах «АМКОДОР» переживал тяжелые времена. Предприятие стояло на грани банкротства и распада. Негативные тенденции серьезно затронули конструкторские службы, были утрачены компетенции разработки некоторых видов специальных машин. Требовалось незамедлительно возродить конструкторскую службу, не потерять традиции и накопленный поколениями разработчиков опыт.

В тревожное время руководство предприятия искало различные варианты решения этих вопросов. На совещание пригласили более 20 конструкторов, которые имели значительный опыт работы, в свое время внесли весомый вклад в развитие «АМКОДОРА» и его потенциала, были авторами разработок многих машин и узлов, но по разным причинам ушли на заслуженный отдых. Руководство обратилось к ним с призывом оказать помощь в возрождении конструкторской службы и прийти на работу в качестве наставников молодежи, чтобы передать свои знания и опыт младшим коллегам и способствовать созданию обновленного коллектива разработчиков техники.

Несколько человек приняли это приглашение. В их числе был и С.И. Марченко, который в то время уже несколько лет находился на пенсии. Но он поставил условие возвращения на работу – возможность воплощения его мечты, а именно создания шарнирно-сочлененного внедорожного землевоза, который никогда не производился ни в СССР, ни в СНГ. Его предложение было принято, хотя в тот момент это была не свойственная для «АМКОДОРА» продукция.

В 2005 году С.И. Марченко возглавил коллектив конструкторов, которая занялась разработкой землевоза. Этой работе Станислав Иосифович отдавал все свое личное время, силы, знания и талант. Он не считался ни с чем, ни с какими собственными интересами, даже с собственным здоровьем.

Даже когда главный конструктор будущей машины тяжело заболел и знал, что его недуг несовместим с жизнью, что времени остается немного, он ни на минуту не сбавил оборотов и продолжал работать на пределе сил.

Невероятно, но в 2006 году машина уже была изготовлена, а в 2007-м начались испытания первого опытного экземпляра.

Станислав Иосифович жил этим своим последним проектом. Мысли о машине никогда не оставляли его. И за два дня до своего последнего часа Станислав Иосифович пришел на завод, чтобы дать молодым коллегам распоряжения по доработке машины, поделиться идеями и техническими решениями.

Конструктор воплотил свою мечту и оставил яркий след в истории «АМКОДОРА». А переданный молодежи опыт лег в основу создания целой гаммы новых машин.

Патриотический поступок главного конструктора послужил уроком высокой ответственности перед коллективом и служения профессиональному долгу, примером верности родному предприятию и высоким идеалам. Принципы, которыми всю свою жизнь руководствовались С.И. Марченко и многие другие наши заслуженные люди, стали прочным морально-психологическим фундаментом всего «АМКОДОРА».

Землевоз Марченко-1.jpg
С.И.Марченко

Отдавая дань инженерному таланту Станислава Иосифовича, его мужеству и преданности своему делу, «АМКОДОРУ», родной стране, руководством и коллективом предприятия принято решение в канун Дня машиностроителя в торжественной обстановке присвоить машине имя МАРА.

Слово МАРА образовано из первых букв фамилии С.И. Марченко и обозначает в переводе на русский язык «мечта». Это воплощенная мечта Станислава Иосифовича о создании новых, высокотехнологичных, передовых моделей специальной техники, которая будет служить на благо людям. Его умение ставить перед собой цель и добиваться ее воплощения – достойный пример для всех, кто пришел и еще придет на смену нашим заслуженным людям. Давайте же и мы ставить перед собой высокие, сложные задачи по воплощению собственной мечты – а мечта есть у каждого! – и давайте будем столь же настойчивы в их решении. Давайте сделаем все, чтобы наши дела и наши имена остались в истории предприятия и памяти будущих поколений.

Признание заслуг, уважение коллег и почет не заставят себя ждать. Хорошая традиция вместе создавать историю «АМКОДОРА» и не забывать тех, кто оставил в ней самые яркие строчки, будет продолжена.

***

Мы намерены продолжать рассказывать о лучших людях холдинга, об их судьбах и достижениях, которые были и будут нашим главным капиталом.

Пресс-служба

Language: