На протяжении 2019-2020 годов на Производственном унитарном предприятии «Амкодор-Радиан» (входит в состав ОАО «Амкодор-Белвар») при научно-техническом сотрудничестве с ГНУ «Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси» велась разработка литий-ионных аккумуляторных батарей для вилочных электропогрузчиков и электротележки производства ОАО «АМКОДОР» – управляющая компания холдинга».
ГНУ «Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси» имеет необходимое испытательное оборудование, а главное – сотрудников, которые более двух лет разрабатывали электроавтобус, электрическую коммунальную машину, белорусскую электрическую ледозаливочную машину и другую технику на электрической тяге, включая программное обеспечение для них. «Амкодор-Радиан» и еще одно предприятие ОАО «Амкодор-Белвар» – Унитарное предприятие «Завод СВТ» – за последние годы также накопили компетенции в выпуске тяговых аккумуляторных батарей и электронных блоков для обслуживания и контроля их состояния.
Использование литий-ионных батарей в мире значительно расширяется. Они применяются не только в электротранспорте, но и в электроэнергетике, на грузоподъемных машинах, в системах телекоммуникаций; в солнечных системах; на железнодорожном транспорте; в источниках бесперебойного питания и вообще везде, где требуется сохранение энергии для последующего использования.
Фактически, новые технологии произвели революцию в электротехнике, стремительно вытесняя свинцово-кислотные аккумуляторы. Причина кроется в целом ряде очень существенных преимуществ. Например, срок службы литий-ионных аккумуляторных батарей (3000-5000 циклов заряда-разряда) в 2-3 раза больше срока службы свинцово-кислотных. Они не требуют контроля уровня и доливки электролита, а значит, отпадает необходимость в его приготовлении, обучении обслуживающего персонала и отведении специально оборудованных помещений для проведения зарядки. Литий-ионную батарею, условно говоря, надо просто подключить к специальной розетке в любом месте и в любое время (например, в обеденный перерыв), ведь она не выделяет агрессивных паров кислоты и не имеет эффекта памяти. Последнее очень важно, поскольку новые технологии позволяют дозаряжать частично разряженную батарею без всякого для нее ущерба любое количество раз.
Герметичность новых аккумуляторов – гарантия их безопасности на предприятиях пищевой, химической промышленности, а также на пожароопасных производствах.
Среди достоинств литий-ионных батарей – малые вес и габариты (в 2-3 раза меньше традиционных), быстрая зарядка (в 3-7 раз), длительное время непрерывной работы (до 8 часов и больше при частичных подзарядках).
Одна из первых созданных на ПУП «Амкодор-Радиан» батарея 48В 350Ач сейчас проходит заводские испытания на предприятии «Амкодор-Уникаб».
Она установлена на вилочный электропогрузчик АМКОДОР Е16 грузоподъемностью 1600 кг взамен свинцово-кислотных 48В 500Ач.
Испытания проходят успешно и по расчетам специалистов эксплуатация такого погрузчика окупит затраты на приобретение литий-ионной батареи за 2,5 года, сэконономив за это время владельцу только на уменьшении расхода электроэнергии более 7 тысяч рублей. Да и после этого ресурс аккумулятора еще далеко не будет израсходован, остаток составит еще 2000-4000 циклов заряда-разряда.
В дальнейшем новыми батареями планируется оснащать также электропогрузчики вилочные АМКОДОР Е25 платформенные электротележки АМКОДОР ЕР20 и АМКОДОР ЕР30.
Ну а пока продолжаются испытания АМКОДОР Е16 с новым тяговым аккумулятором, на предприятии идет работа по созданию прототипов новых моделей литий-ионных батарей различной мощности, за которыми, без сомнения, будущее.